Море не отталкивает от себя ни одной реки.
Томас Фуллер

Оджас — живая вода

В Бхагавад Гите (БГ 15.13) Господь утверждает, что все сущее, каждый живой организм поддерживается за счет энергии оджаса, а эта энергия поддержания исходит от Него. Оджас проявлен как энергия Луны, питательные соки растений, чувство вкуса, устойчивость, сила, способность следовать своему предназначению, прощение, эмоциональность, чувственность и т.д. Оджас — очень важная составляющая тела. Он наследует качества элемента воды, из которого преимущественно и состоит. Эти качества следующие — сита (холодный), снигдха (влажный, маслянистый), слакшна (гладкий), пиччхила (слизистый), бахала (густой), гуру (тяжелый) и мадхура (сладкий).

Классификация оджаса

Существует два вида оджаса:

Пара оджас. Находится в хридайа (сердце), в количестве аштабинду (восьми капель), красновато-желтоватого цвета. Его потеря ведет к смерти, поэтому его называют также одним из держателей жизни — пранайатана.

Апара оджас. Находится в каждой ткани как ее сара (сущность, квинтэссенция). Общее количество апара оджаса равно половине анджали (около 60 мл.). Его называют также шлешмикоджас — потому что он по своим качествам очень похож на капху. Также его называют расоджас, рактоджас и т.д., в зависимости от того, какой ткани он принадлежит. Он отвечает за бала (силу), стхиратва (стабильность), упачита мамсата (хорошее развитие мышц), карйашакти (способность выполнять ментальную и физическую деятельность), за эффективную работу карана (внешних и внутренних органов чувств, а также ума) и свараварна прасада (поддержку хорошего красивого голоса и телосложения). Он находится в тесной связи с силой, поэтому оба этих термина — оджас и бала используются как синонимы. Нет силы без адекватного количества оджаса.

Бала (сила) тела бывает двух видов: Карйашакти — способность выполнять ментальную и физическую деятельность Вйадхикшаматва — способность не болеть.

Вйадхикшаматва в свою очередь делится на два вида: Вйадхиутпада пратибандхакатва — способность предотвратить начало болезни. Вйадхи баланиродхакатва — способность сдерживать силу болезни.

А также вйадхикшаматва делиться на следующие три категории:
Сахаджа — врожденная способность сопротивления болезни.
Каладжа — временная, зависящая от сезона или периода жизни.
Йуктикрита — искусственная, полученная путем употребления растений, амулетов, драгоценных камней или каким-либо другим способом.

Различие в количестве оджаса

Оджас и его производное — вйадхикшаматва, различаются у разных личностей и зависят от дехапракрити (природы тела, конституции), вайас (возраста), линга (пола), ахаравихара (пищи и поведения), риту (сезона) и так далее. Максимальное количество оджаса мы встретим у личностей саммишра пракрити (конституция, когда три доши в равной пропорции), среднее у личностей самсарга пракрити (когда в конституции доминируют две доши) и малое у личностей экадошаджа пракрити (одна доша доминирует в конституции). Среди экадошаджа пракрити максимум оджаса у капха пракрити (капхадоша доминирует в конституции), среднее у питта пракрити (питтадоша доминирует в конституции) и малое у вата пракрити (ватадоша доминирует в конституции). Максимум оджаса во время висаргакалы или дакшинайаны (южного солнцеворота), состоящего из варшариту (сезона дождей), шаратриту (осени) и хемантариту (ранней зимы). Максимум оджаса в среднем возрасте у мужчин. У женщин оджаса меньше, чем у мужчин. Мало оджаса у младенцев и стариков. Средний или малый уровень оджаса у личностей с ниндиташарира (телесными изъянами). К ним относятся очень высокие или очень низкие, очень тучные, очень худые; у кого слишком много волос на теле или они совсем отсутствуют; у кого очень темная или очень светлая кожа и те, кто потакает себе в нездоровой пище и деятельности.

Оджас самйа и вайшамйа

Оджас является самйа (сбалансированным) когда он имеет нормальное количество (прамана), качества (гуна) и функции (карма) как было описано выше. Также он может приходить в состояние вриддхи (увеличения) и кшайа (уменьшения) из-за пищи и поведения, которые являются самана (подобными) и вируддха (противоположными) соответственно. Оджас — это сущность (сара) тканей и его увеличение несет благо телу и сознанию. Это благо проявляет себя через тушти (удовлетворенность), пушти (упитанность) и балодайа (увеличение ментальной и физической силы и способности сопротивляться болезням). Оджас вриддхи улучшает здоровье и качество жизни, а также увеличивает продолжительность жизни. Это состояние оджаса является идеальным и должно поддерживаться. Оджас кшайа (дефицит оджаса) с другой стороны ослабляет тело, позволяет развиваться множеству болезней, сокращает жизнь и даже может убить человека.

Причины дефицита оджаса следующие:
Ативйайама — избыток физической активности
Анасана — отсутствие пищи
Алпасана — недоедание
Рукшапана — сухая пища и алкоголь
Прамитасана — смесь из полезной и вредной пищи
Кшут — чрезмерный голод
Дхйана — чрезмерные размышления
Чинта — тревога
Шока — горе
Копа — гнев
Бхайа — страх
Праджагара — недосыпание
Абхигхата — травмы
Абхисанга — атака злых духов или патогенных микроорганизмов
Дхатукшайа — истощение тканей, особенно шукрадхату (семени)
Капха-шонита-шукра-мала ативисарга — избыточное выделение или выведение капхи, крови, семени, нечистот (мочи, кала, пота)
Виша — отравления
Виша самана дравйа — ядовитые вещества, такие как кофе, чай, табак, конопля, опиум и т.д.

Стадии уменьшения оджаса

Причины, перечисленные выше, ведут к постепенному уменьшению оджаса и проявлены в трех стадиях:

1. Оджо висрамса — первая, незначительная стадия, характеризующаяся появлением следующих симптомов:
Сандхивишлеша — слабость суставов и всех других соединений с теле
Гатрасада — общая слабость
Доша правритти — выход доша за пределы их нормальной локализации
Крийародха — затруднения с физической и ментальной деятельностью

2. Оджо вйапат — вторая стадия. Ее симптомы:
Стабхагатрата — скованность различных частей тела
Гаурава — чувство тяжести
Виварнатва — изменения цвета
Глани — изнурение
Тандра — лень, оцепенение
Нидра — сонливость

3. Оджас кшайа — третья, наиболее глубокая стадия дефицита оджаса, проявляющая себя следующими симптомами:
Мурччха — головокружения и потери сознания
Моха — иллюзии, заблуждения
Пралапа — неуместная речь
Мамсакшайа — мышечная дистрофия
Атидаурбалйа — сильная слабость
Бхайа — страх смерти
Атичинта-духкха — чрезмерная тревога и страдания
Индрийа вйатха — болезни органов чувств и их дисфункции
Дурмана — «дурной ум». Преобладание негативных эмоций и настроений
Душчайа — очень нездоровый внешний вид и самочувствие
Марана — смерть

Оджас и роготпатти (зарождение болезни)

Насколько оджас присутствует в необходимом количестве в тканях, настолько доши не могут причинить им вред. Оджас препятствует процессу доша-душйа саммурчана (повреждению тканей дошами), оказывает сопротивление любым причинам, вызывающим патологии тканей, защищает тело и препятствует началу болезни. Как только оджас уменьшается в своем количестве или качествах, дхату становятся легкодоступными для дош и других патологических факторов, ведущих к болезням

http://ayurveda.kz

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты