- Ах, Любовь! Я так мечтаю быть такой же, как ты! - повторяла Влюбленность. - Ты намного сильней меня. - А ты знаешь, в чем моя сила? - спросила любовь, задумчиво качая головой.
Читать дальше...

Четыре опоры исцеления

Каждое из медицинских писаний, входящее в Брихад-трайу (великую тройку) указывает на то, что лечебная деятельность опирается на четыре ноги (чатуш-пада). Этими четырьмя опорами являются — врач (вайдйа или бхишак), лекарство (дравйа или бхешаджа), помощник врача (паричара или упастхата) и, конечно же, пациент (атура, вйадхиупаспришта или роги).

Из этих четырех, врач является основной опорой (прадхана), три остальные — поддерживающими. Чарака приводит аналогии с поваром, которому нужны посуда, топливо и огонь; с полководцем, использующим местность, армию и оружие; с горшечником, действующим с помощью глины, стека и гончарного круга. Сушрута утверждает, что все четыре опоры существенны, но без сведущего врача остальные три опоры бесполезны. Он приводит аналогию с ведическим жертвоприношением. Если присутствует священник, декларирующий гимны самаведы (удгатр), священник, декларирующий гимны ригведы (хотр) и священник, декларирующий гимны йаджурведы (брахман), все же без главного священника (адхварйу), который знает все три веды, церемония не может состояться.

Эффективная помощь от каждой из четырех составляющих способствует успеху лечения. Поэтому канонические тексты предписывают необходимые качества для каждой опоры.

Врач должен быть надлежащим образом обучен (шрута). Он должен досконально знать медицинские писания и практически понимать их суть, через послушание опытным наставникам и через работу в качестве их помощника (тиртхартта-шастрартхах). Его знание медицины должно быть глубоким и ясным (парйавадата). Он должен иметь богатый практический опыт наблюдения за работой многих врачей, которые лечат множество различных болезней, с помощью множества лекарств и способов назначения (бахушо дришта-кармата). Наряду с этим, он должен практиковать сам и иметь собственный врачебный опыт (свайам-крити). Если врач практикует хирургию, у него должна быть «легкая рука» (лагху-хаста). Врач должен быть решительным и смелым (шура). Он должен быстро мыслить и быть находчивым (пратйутпанна-мати). Должен иметь чистоту тела, действий, речи и мыслей (шауча). Врач должен быть мудрым и искусным (дакшйа), что включает в себя проницательность (чатура), убедительность (пату), усердие и трудолюбие (удйоги), мягкость и учтивость (пешала), а также превосходное здоровье (свастха).

Лекарства должны быть в достаточном количестве (бахута) и они должны быть наделены множеством лечебных качеств (бахугуна). Они должны быть эффективными и подходящими относительно времени, места, болезни и пациента (татра-йогйатва). Лекарства должны быть доступны во множестве форм (анека-видха-калпана) и быть способными храниться долго, без потери лечебных качеств (сампат). Лекарственное сырье должно быть собрано в чистом добром месте, в благоприятное время.

Помощник врача должен обладать интеллектом и духовным разумом (буддхиман). Он должен уметь ухаживать за больным и быть в состоянии заботы и служения (упачараджната). Как и врач, он должен быть мудрым, искусным (дакшйа) и быть чистым телом, в действиях, речи и мыслях (шауча). Его единственным интересом должна быть помощь больному. Он должен быть быть послушным, верным врачу, внимательным и уважительным к нему, не должен искать недостатки (анурагах бхартари). Должен быть дружелюбным и приятным в общении (снигдха).

Пациент должен иметь желание, добрую волю и способность досконально следовать всем наставлениям и предписаниям врача (нирдеша-каритва). Он должен полностью доверять врачу и быть способным отдать себя в его руки (бхишаг-васйата). Он должен быть полон надежды и веры и не должен впадать в уныние и отчаяние (абхирутвам). Пациент должен быть уверен, что он вернется к здоровому состоянию, всегда оставаться в добром расположении духа и верить в помощь Бога (саттва-ван; астика). Чакрапани в своих комментариях говорит что «болезнь усиливается, когда пациент напуган». Пациент должен быть искренним, честным (сатйа-ван) и способным распознавать и помнить свои жалобы и симптомы и быть способным ясно донести их врачу (джнапакатва). Дополнительно указывается на то, что у пациента должны быть близкие, которые поддерживают и заботятся о нем (адхйа) и должно быть достаточно материальных средств для лечения (дхана-ван). А также он должен быть наделен способностью и желанием жить (айушман).

Четыре опоры перечислены по своей важности. Врач упомянут первым — он наиболее важен. Он назначает лекарство, дает указания помощнику и здоровье пациента также зависит от него. После идет лекарство. Затем помощник, он готовит и выдает лекарство пациенту (бхешаджа-прайога) — это его обязанность. Последним упоминается пациент. Первые три активны и являются «дающими благо», последний пассивен и считается «получающим благо» (упакари) (комментарий Чакрапани).

Лечение не может быть полноценным и успешным, если хоть один из четырех столпов исцеления не имеет соответствующих ему качеств. Соединение четырех опор во всей полноте их качеств является причиной исцеления (каранам) и необходимостью в процессе лечения (вйаприйамана). Чакрапани отмечает, что они различаются между собой, как четыре разных вида деятельности в общем контексте лечения болезни («правриттер бхедам пураскритйа чикитсайах крийарупайах катханам»).

Однако, как у любого правила, есть исключения и из этого правила. Чарака говорит, что иногда в жизни мы видим случаи, когда некоторые болезни вылечиваются независимо от врача, лекарства или помощника врача.

http://ayurveda.kz

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты