Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.
Толстой Л.Н.

Психологические и духовные кризисы

Существует множество жизнеописаний трансценденталистов, йогов и святых, в биографии которых можно видеть признаки глубоких психологических кризисов, вплоть до симптомов сумашествия. Возникает вопрос, будет ли вынужден человек, прогрессирующий в духовной жизни, пережить аналогичные кризисы?

Существует две причины возникновения напряжения в мышцах:

- физическая
- эмоциональная

Физические напряжения возникают в результате повышения свободных радикалов в тканях организма. Из-за неправильного питания и образа жизни в целом в организме появляются количество свободных радикалов, не поддающееся обезвреживанию. Создавая «перемычки» в рядах протеина, свободные радикалы лишают ткани их обычной гибкости. Однако появление свободных радикалов в тканях организма может быть также вызвано психологическим дисбалансом в жизни человека.

Эмоциональные напряжения, породившие хронические физические напряжения, находятся в надиях тонкого тела в виде блоков. Неспособность соответствующих мышц грубого тела расслабиться обусловлена блоками, препятствующими нормальному току праны. Эти блоки состоят из кармической субстанции, называемой лейшьями. В результате практики йоговских упражнений эти блоки разрушаются, вызывая ток соответствующих лейш в системе нади. Во время циркуляции лейш эмоциональное состояние, соответствующее моменту создания блока, ощущается вновь. С течением времени эти лейши, и их соответствующие эмоциональные состояния, выходят за пределы системы организма.

В большинстве случаев это неприятный опыт, поскольку многие блоки являются результатом психологических травм, которые человек САМ отказался прочувствовать полностью в прошлом. Более точно - ЭГО человека отказалось ощутить эти противоречивые опыты. Эго человека не желает повторно проживать неприятные эмоциональные ситуации прошлого, что порождает ментальный конфликт.

Большинство людей, занимающихся йогой, не осознают этого эффекта. По окончании практического занятия асан, человек чувствует себя замечательно. В теле ощущается приятное напряжение, приносящее внутреннее удовлетворение. Поэтому это весьма трудно и нелогично предположить, что эмоциональные беспокойства связаны с физическими упражнениями.

Выход лейш

Лейши бывают трёх качеств - саттвы, раджаса и тамаса. Когда они выходят в систему нади и далее выходят за пределы организма, приходят три соответствующих состояния сознания:

Удхавастха, что значит состояние «притупления». Это состояние характеризуется выходом лейш качества тамаса, т.е. невежества. Во время преобладания этого сознания человек преимущественно спит. Он или она может чувствовать депрессию и впасть в летаргию, тратя большое количество времени в неясных, лишённых смысла, дневных снах. Такое состояние делает личность чрезвычайно забывчивой, а процесс восприятия информации из внешнего мира может казаться подорванным и полностью невозможным.

Кшиптивастха, что значит состояние возбуждения. Это качество случается во время выхода лейшь качества раджо-гуны. В это время йог становится возбуждённым, непоседливым, импульсивным, темпераментным и критичным. Он или она может захотеть выйти в массы, и открыто осудить все грехи мира сего. Незначительные оплошности (как свои, так и чужие) будут весьма раздражительны. В таких состояниях сознания не рекомендуется выяснение отношений, вождение машины, принятие ответственных решений и других подобных действий.

Викшиптивастха, что значит состояние «душевного подъёма». Такое состояние характеризуется выходом лейшь качества саттва-гуны, т.е. гуны благости. Человека постоянно охватывают чувства любви и благодарности. Такое состояние внешне будет давать много энергии, хоть она и не будет иметь реальной основы. Это состояние, также как и предыдущие, отвлекает от духовной практики (хоть эти состояния сознания, также как и предыдущие, неизбежны в процессе духовного роста!). Находясь в этом состоянии очень трудно что-нибудь осуществить. Человек этого состояния может вести себя смущающим образом – например, быть чрезмерно весёлым.

Интенсивность этих трёх состояний зависит от количества совершаемой медитации, силы праны во время этих медитаций, и, соответственно, количества лейшь, выходящих в эти моменты в систему надий. Йог, проходящий через такие состояния, может задаваться вопросом о своём здравом мышлении. Для других йогов это может проходить более спокойно, без чрезмерных эмоций. Во время интенсивных выходов лейшь, функционирование в социуме будет сложным, если вообще возможно.

По мере выхода лейшь трёх качеств за пределы системы организма, эти состояния сознания становятся более слабыми, теряя свою интенсивность. Со временем они поглощаются четвёртым состоянием сознания, экагратавастха, или состоянием сосредоточенности. Это состояние сознания считается «возвышенным сознанием», о котором упоминается практически во всех духовных практиках.

Кризис высшего порядка

Каждая душа является неотъемлемой частицей Бога, и поэтому принадлежит Его обществу. Божественное общество – это общество единства и любви. Слово йога – значит связь, то есть нахождение в изначальном обществе Бога. Поэтому социализация в йоге – это процесс трансформации вожделения (камы) в изначальную любовь (прему). Вожделение является порождением двойственности, тогда как чистая любовь к Богу порождена Абсолютным единством. Поэтому, по мере трансформации вожделения в изначальную любовь, человек начинает ощущать свою личность более полным образом.

В процессе трансформации человек приходит к состоянию ясного сознания. На этом этапе он начинает отчётливо видеть свои желания, цели и стремления, миллионы лет находившиеся в основе его деятельности. Часто (если не всегда!) случается так, что человек приходит к осознанию того, что желания его ума не являются духовными желаниями. Иначе говоря, для человека становится очевидным факт присутствия материальных и духовых желаний в сознании по отношению к одним и тем же объектам, одновременно!

Результатом этого является так называемое раздвоение личности. С одной стороны ум и чувства тянут практиканта к тонким и грубым материальным наслаждениям. С другой стороны разум, подсказывающий йогу не привлекаться сулящими счастье материальными наслаждениями. В таком кризисе, который приходит на определённом этапе духовной жизни, важно быть откровенным с самим собой.

Далее в данном материале мы рассмотрим негативные последствия, которые являются результатом не пройденного кризиса.

1. Приспособление. Когда человек не способен соответствовать высоким стандартам духовной жизни, он пытается приспособиться. Это достигается двумя способами:
- снижение стандартов в группе высоких стандартов
- создание группы со сниженными стандартами

2. Растворение или зависимость. Когда человек имеет чувство внутренней опасности, незащищённости или обеспокоенности, он отождествляет себя с другими людьми или целыми организациями. Эмоциональное состояние при этом – зависимость и обожание.

3. Слепое поклонение. Это, в какой-то мере, является продолжением растворения. Человек начинает поклоняться кому-то как Богу. Это также называется идолопоклонством – когда человек поклоняется не Богу как Богу.

4. Скрытность. Под скрытностью понимается желание человека сохранить самоуважение, скрывая чувство личной неудачи или неполноценности. Такая личность хочет убедить себя в том, что по-прежнему живёт в соответствии со стандартами. Эта проблема может проявляться как:

5. Поиск недостатков в других. Человек, обеспокоенный своей неполноценностью, начинает искать изъяны в других. Это позволяет не чувствовать собственных недостатков, порождая чувство «решённой проблемы».

6. Замена идеалов. Когда человек неспособен соответствовать основным стандартам или правилам, он ставит ударение на второстепенные стандарты или правила.

7. Привязанность к ритуалам. Если человек не хочет (или не может) очистить своё сердце, акцент в духовной жизни часто переносится на внешнюю сторону, ритуалы. Такой человек думает, что правильное соблюдение ритуалов спасёт его.

8. Принудительный невроз. Этот термин относится к человеку, который испытывает чувство вины и пытается искоренить его, прибегая к второстепенным методам. Такой человек может постоянно мыть руки после касания чего-либо, или прыскать ручку телефона дезинфицирующим средством, прежде чем взяться за неё.

9. Бахвальство или лицемерие. Скрывая чувство собственной неполноценности, человек начинает раздувать «собственную значимость» в своих глазах и глазах окружающих. Эта проблема часто сочетается с поиском недостатков в других.

10. Переключение внимания. Когда приходит проблема, доставляющая ментальные неудобства, хочется переключить внимание. Простой способ для этого - включить телевизор, взять увлекательный роман, или даже погрузиться в работу на благо Бога. Вместо работы над собой работать над храмовым проектом, проповедью кому-то и т.д.

11. Перенос вины.Когда человек чувствует неудачу в духовной жизни, приходит желание взвалить причину этой неудачи на других. Такому человеку характерны мысли подобного характера: «Если бы люди, с которыми я развиваюсь в духовной жизни, были бы чистыми, такого бы не произошло».

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты