Мастер Бахауддин всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда несходила с его лица. Вся его жизнь была пропитана ароматом праздника! Даже умирая, он весело смеялся
Читать дальше...

Гаура-пурнима

В тот же самый день, когда вся Индия веселится, празднуя Холи, многие верующие (особенно в Бенгалии, Ориссе и Уттар-Прадеше), отмечают день, который называется Гаура-пурнима. Он посвящен рождению великого бенгальского пророка и святого Шри Чайтаньи Махапрабху, которого многие жители Индии считают воплощением Самого Бога, пришедшего на Землю, чтобы научить людей бескорыстной вере и преданности. Его приход предсказан во многих священных текстах прошлого, Его биографии содержат рассказы о многих чудесах, явленных Им во время пребывания на Земле, а влияние, которое Он оказал на религиозную и культурную жизнь Индии, беспрецедентно.

День рождения основателя нового религиозного движения – событие особенное, причем не только в масштабах какой-то небольшой территории или даже страны, но и всего мира. Достаточно вспомнить, что весь мир сейчас ведет летоисчисление, приняв в качестве отправной даты рождение Иисуса Христа. Бенгальские верующие-вайшнавы отсчитывают время именно со дня рождения Шри Чайтаньи, который пришелся на полнолуние индийского месяца Пхалгуна (февраль-март) 1486 года. Согласно официальной биографии Шри Чайтаньи, в этот день произошло лунное затмение и жители Навадвипы – Его родного города – следуя древней традиции, вошли в воды Ганги и начали повторять ведические мантры, содержащие имена Бога. Благоприятные звуки мантр слышались повсюду, и в такой напоенной духовностью атмосфере и родился будущий святой и пророк, основатель движения Бхакти.

Жизнь Шри Чайтаньи – хотя и короткая (Он оставался в этом мире всего 48 лет) – была тем не менее удивительно яркой. Будучи выдающимся духовным лидером эпохи, Он повлиял на жизнь многих знаменитых святых, философов, поэтов и пророков Своего времени. Это и гуру Нанак (основатель религии сикхов), и Валлабхачарья (выдающийся духовный учитель и проповедник), и Кешава Каш-мири (философ), и Васудева Сарвабхау-ма и Рагхунатха Широмани (ученые), и святой Тукарам (поэт). Хотя литературное наследие Господа Чайтаньи не велико (Он оставил после Себя всего лишь восемь четверостиший на санскрите), Его личный пример и Его жизнь повлияли на культуру не только Бенгалии и соседней с ней Ориссы, но и всей Индии, а в последние годы – и всего мира. С Него начался великий – в масштабах всей страны – духовный подъем, во время которого религиозная мысль и религиозное искусство взлетели на небывалую доселе высоту. Движение Чайтаньи Махапрабху породило новую, вдохновенную поэзию, свой стиль в музыке и танце, новую театральную эстетику. Вдохновленные Шри Чайтаньей, Его последователи пишут удивительные книги и философские трактаты, в которых раскрывают необыкновенные глубины Его учения. На волне этого движения возрождаются древние центры паломничества, забытые с течением времени – такие, как, например, Вриндаван – место рождения Кришны. Знаменитый мусульманский император Шах Акбар написал о Шри Чай-танье такие слова:

Приветствую Тебя, о Чайтанья – Покоритель моего сердца, Ритмично танцующий В величественном экстазе один. Веселые звуки маленького барабана И звон цимбал останавливают время. Радостная толпа следует за Ним, Распевая и танцуя весело, весело… О Господь моего сердца! Как выразить Любовь, которую я чувствую к Тебе? Шах Акбар жаждет каплю Из моря Твоей любви и святости!

За несколько столетий, прошедших после ухода Шри Чайтаньи, память о Нем и Его движении стала потихоньку стираться. Индия переживала тяжелые времена – чужеземное владычество привело к тому, что люди стали забывать о своем богатом духовном прошлом. Девятнадцатый век, принесший моду на материализм, казалось бы, совсем должен был уничтожить остатки движения Бхакти, основанного Шри Чайтаньей. Тем более, что после Его ухода Ганга, изменившая русло, скрыла место Его рождения, и лишь немногие последователи Его учения сохраняли верность провозглашенным Им принципам – бескорыстному любовному служению Богу, широкой проповеди Его славы и совместному пению Его имени.

Однако в самом конце XIX века знаменитый бенгальский писатель и философ Кедаранатха Датта Бхактивинода в результате долгих и тщательных поисков обнаружил место рождения Шри Чайтаньи (Ганга к тому времени вновь вернулась в старое русло) и возродил Его учение. Сын же Бхактивиноды, Бхактисиддханта Сарасва-ти, положил начало массовому празднованию дня рождения Чайтаньи – традиции, которая продолжается по сей день. В честь этого события он организовывал грандиозные шествия-паломничества по святым местам Навадвипы, длившиеся по семь дней. Эти шествия проходят до сих пор, и в них принимают участие до нескольких тысяч паломников.

Традиция обхождения святых мест Навадвипы в годовщину прихода Шри Чайтаньи продолжается. В Бенгалию устремляются сотни тысяч паломников со всей Индии (а также и других стран), чтобы поучаствовать в этом грандиозном событии. Тысячи людей – огромными толпами или небольшими группами, а кто и в одиночку – идут по дорогам Навадвипы и, громко распевая имена Бога, обходят местные святыни. Это поистине грандиозное зрелище – паломники кажутся бесконечной разноцветной рекой, а пение их далеко разносится над рисовыми полями и плантациями сахарного тростника и банановых деревьев. Благочестивые жители бенгальских деревень выходят навстречу паломникам и приветствуют их, почтительно сложив руки. Некоторые присоединяются к процессии и какое-то время идут за ней. Местные жители очень гордятся своим великим земляком – Шри Чайтаньей – и в день Его явления целыми семьями идут в посвященные Ему храмы, самый крупный из которых находится в городе Майяпур (неподалеку от места рождения Чайтаньи).

В Майяпуре по случаю праздника устраиваются особые торжества. В этот день поток людей, пришедших в храм, не иссякает до самого вечера. Паломники и местные жители весь день соблюдают полный пост, а с восходом луны отмечают рождение Чайтаньи Махапрабху грандиозным пиром. Многие верующие в этот день идут купаться на Гангу, а кто-то – участвует в ритуальных храмовых церемониях, самая торжественная из которых – абхишека – купание храмового изваяния Шри Чайтаньи в воде Ганги, молоке и других жидкостях, по ведической традиции считающихся благоприятными. В этот день город усыпан цветами, всюду звучит музыка, и в этой чистой атмосфере горожане и паломники чувствуют огромный духовный подъем и воодушевление.

Совсем недавно праздник явления Шри Чайтаньи вышел за пределы Индии и празднуется по всему миру последователями Международного общества сознания Кришны (которое также берет начало в движении Бхакти). В этот день в храмах этого Общества по всему миру проводятся торжества, пусть и в меньших масштабах, но все же повторяющие те, что проходят в Майяпуре. На эти праздники собираются сотни гостей, которым раздают роскошный пир. Весь день в храмах звучат киртаны (пение имени Бога) и бхаджаны (традиционные индийские песни преданности), проводятся многочисленные ритуальные церемонии, а верующие-проповедники рассказывают людям о жизни, деяниях и философии Шри Чайтаньи.

Веда-прия деви даси

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты