Увы, не время проходит, проходим мы.
Ронсар

Рама-навами

Согласитесь, дети куда лучше нас, взрослых, чувствуют и понимают мир. Иначе почему они так восприимчивы к сказкам и так охотно верят в чудеса? А вы сами никогда не мечтали оказаться на месте сказочного героя? Мечтали, наверняка. Должно быть, каждая девочка воображала себя когда-нибудь принцессой, которую должен спасти прекрасный герой. И каждый мальчик в мечтах своих наверняка не раз сражался с могучими и коварными врагами… Увы, в жизни часто все оказывается не так: герои часто прячутся за чужие спины, а принцессы, уже не надеясь на чью-то помощь, сами пытаются давать отпор обидчикам — разучивают приемы рукопашного боя или вооружаются газовыми баллончиками и кастетами. И только сказки все еще хранят нетронутым этот прекрасный, наивный и хрупкий идеал, который пришел к нам из глубины веков и донес до нас представление о том, как надо, как должно быть… И добро победит зло, и многоглавый дракон будет повержен, а Иван-царевич обязательно выручит из плена свою Василису Прекрасную.

Сказки с подобным сюжетом известны всем народам земли. Народные сказители хранят их, передавая из поколения в    поколение. И, подобно дереву, все они растут из одного корня великого древнего сказания о подвигах Рамы.

«Рамаяну», написанную мудрецом Вальмики, называют ади-кавьей – источником всей поэзии. Помимо своих художественных достоинств стройности, красоты и безупречного стиля – поэма отличается сильным нравственным подтекстом и заложенной в ней глубокой, извечной мудростью. Это поэма о мужестве и малодушии, о правде и лжи, о верности и вероломстве…

Рама был сыном великого царя и героя Дашаратхи, который из-за интриг одной из своих жен был вынужден отправить своего сына в долгое изгнание – в лес на четырнадцать лет. Спокойно и мужественно юный царевич ушел из столицы, и с Ним Его долю решили разделить верная жена Сита и преданный брат Лакшман. Несмотря на все трудности, изгнанники были счастливы в лесу, поскольку знали для счастья не нужны дворцы и золото, а достаточно просто быть рядом с теми, кого любишь… Но однажды о красоте Ситы узнал Равана могущественный и жестокий правитель острова Шри Ланка. Раване удалось хитростью выкрасть Ситу и унести в свое царство. Рама и Лакшман собрали войско, состоящее из лесных обитателей обезьян, медведей и птиц – и отправились в далекий поход на столицу злодея…

Всё закончилось хорошо. Равана был наказан, а Сита вернулась к своему возлюбленному. Добро восторжествовало, поскольку по-другому и быть не может.

Рамаяна

Но пересказывать «Рамаяну» в нескольких словах бессмысленно, как бессмысленно пытаться уместить слона в наперсток. Поэт XII века Камбар, переложивший поэму на тамильский язык, приступая к своему труду, сравнивал себя с маленьким зверьком на берегу молочного океана. «Рамаяну» надо читать — читать и восхищаться подвигами Рамы и верностью Ситы, как восхищались ими древние индийцы и как восхищается ими весь мир. До сих пор историю Рамы рассказывают в Индонезии, на острове Бали, в Малайзии, в Таиланде. Тайские цари до сих пор носят имя Рамы в честь великого героя, и в честь Него же названы несколько старинных улиц в Бангкок. Рама-раджьей называют в Индии идеальное государство, и даже несколько политических партий носят имя Рамы. И это же имя негромко поют индийские матери, когда укачивают своих детей, — чтобы оградить их от зла и несправедливости жестокого мира.

Кто же Он такой? Почему имя Его не стерлось, не забылось за века и тысячелетия? В ведических писаниях содержится разгадка этой тайны. Рама не простой человек; Он Сам Бог, сошедший на Землю, чтобы восстановить нарушенный порядок, чтобы наказать злодеев и защитить праведников. И поэтому не только цари и политики вспоминают о Нем и не только любители древней литературы читают о Его подвигах, но и люди верующие. Которых в Индии более 800 миллионов.

Рама-навами день явления Рамы празднуется по всей стране. Он приходится на девятый день прибывающей луны месяца Чаитра (март-апрель). В некоторых регионах страны ему предшествует яркий девятидневный фестиваль Васанта На-варатри. Во время этого фестиваля верующие читают вслух «Рамаяну» и повторяют древние молитвы, посвященные Раме (молитва «Рама-ракша-стотра» читается одиннадцать раз в день). На день Рама-навами принято соблюдать пост (то есть ничего не есть до захода солнца) и бодрствовать всю ночь этого правила придерживаются многие ортодоксальные индусы.

Основные торжества проходят в Айодхье городе, где многие тысячи лет тому назад родился Рама. Там проходит пышная двухдневная ярмарка и огромный фестиваль-карнавал, во время которого по улицам города на огромных колесницах везут храмовые изваяния Рамы, Ситы, Лакшмана и гигантской обезьяны Ханума-на, Его знаменитого верного слуги.

Весь день в храмах страны совершаются торжественные церемонии поклонения: жрецы читают гимны Вед, предлагают Богу цветы, благовония и фрукты, а простые верующие стоят в очередях, чтобы в этот святой день выразить почтение храмовым Божествам – изваяниям Рамы и Его супруги Ситы. Изображения маленького Рамы качают в колыбели, распевая при этом песни, посвященные Ему. Иногда вместо изображения в колыбель кладут кокосовый орех, обернутый тканью и собравшиеся верующие осыпают колыбель цветочными лепестками и ярко-красным порошком.

В Бихаре и Уттар Прадеш в этот день принято проводить сатсанги публичные собрания, на которых мудрецы рассказывают истории о Раме и обсуждают сокровенный смысл Его деяний. Послушать их собираются люди всех сословий в этот день нет высших и низших, поскольку это день справедливости и дхармы (долга).

В северных регионах Индии вечером этого дня сжигают огромное чучело Раваны, начиненное петардами. Когда олицетворение зла начинает гореть, собравшиеся люди с воодушевлением кричат: «Джай Шри Рам! Слава Раме!»

Рождение Рамы празднуют не только в храмах, но и в обычных домах. В этот день жилища чисто прибирают, и на особое возвышение помещают картину с Рамой и Его спутниками. Самая младшая девочка в семье ставит всем мужчинам в доме на лоб тилаку особый священный знак, а женщины приклеивают между бровями красные точки знак целомудрия и супружеской верности. Семья собирается вокруг алтаря, и все поют бхаджаны священные песни преданности. Старший член семьи проводит поклонение, используя для этого цветы и благовония, а в конце разбрызгивает на головы собравшимся воду Ганги или другой священной реки.

Церемонии лишь внешняя сторона праздника. Подлинный же смысл состоит в том, чтобы еще раз вспомнить о Боге и дхарме извечном божественном законе, справедливости и долге. Вспомнить и еще раз с удовлетворением отметить про себя: да, Бог есть, и там, где Он, там всегда победа, сила и добрая слава. На чью сторону становиться Рамы или Раваны? Каждый решает сам. Но для разумного человека ответ очевиден.

Дети не зря любят сказки. Сквозь мишуру вымысла, налипшую на них в течение столетий, в словах сказок часто можно усмотреть древний божественный замысел, который показывает нам, как все должно идти в этом мире… И царица должна хранить верность своему герою. И царевич должен побеждать врагов. И зло должно быть повержено…

Джай Шри Рам!

Виджитатма дас (Владимир Пискарев)

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты