Несколько евреев поносили однажды Иисуса, когда он проходил по их кварталу
Читать дальше...

История танца Одисси

«… небесных феи, в чьих сладких устах был нектар, в уголках глаз которых таилось желание, во рту, талии и других частях тела которых были stambhana, mohana и другие чары, и которые были украшены многочисленными драгоценностями.» Надпись в храме Собанешвар, XII в.

Одисси — одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца; прошла почти за два тысячелетия путь непрерывного развития. Содержание танцев определяется богатым мифологическим наследием индусов.

Стиль одисси возник в штате Орисса. Это очень грациозный, нежный, очень каноничный стиль. Его иногда называют индийским балетом. Стиль построен на двух основных позах: трибанги (тройной изгиб тела), символизирующая женское начало, и чоука (четыре угла), символизирующая мужское начало.

Национальный промысел штата Орисса - филигранная работа по серебру. Поэтому танцовщицы там одеты в серебряные украшения и сари из натурального хлопка или шелка, производящиеся в Ориссе способом ткачества икат.

В штате находится храм солнца Конарока. Храм Конарока построен на берегу океана в форме колесницы, встречающей каждое утро восход солнца. Стены храма украшены изящными скульптурами танцующих махари, девушек, которые с юных лет посвящали свою жизнь богу Джаганатху — самому любимому и почитаемому богу Ориссы.

Так как стиль танца одисси во многом развился, как часть храмового служения Богу Джаганнатху, то основными хранительницами стиля были махари. Искусство танца передавалось от матери к дочери. Махари подразделялись на 6 классов. Высший класс - бхитаргани – танцевали в главном святилище. Следующий класс, ниже по статусу – бахаргани – не имели права входить в святилище. Они танцевали в зале для танцев (ната мандире), который был частью храма, или около священного столба с изображением птицы Гаруды (Гаруда Стамбха). Следующие классы махари – путуари, раджангила, гахана и начуни - выступали вне храма во время религиозных процессий, фестивалей, а также в домах раджи и знати. Традиция махари – исключительно женская.

В культе Джаганатха оставили свой отпечаток многие религии Индии: индуизм, джайнизм, буддизм и религия тантры, поэтому танцы стиля одисси посвящены разным божествам, и пропитаны своеобразным философским духом.

После прихода в Калингу мусульман, португальцев, а затем и англичан, культ махари прекратил свое существование, и танец вышел за пределы храма, стал исполняться также и мужчинами. Это значительно украсило стиль не только техническими находками, но и обогатило репертуар новыми танцами.

В древнем трактате «Натьяшастра» описано, какие положения может принимать во время танца голова, руки, пальцы, ноги, перечислены основные 9 эмоций, на основе которых строится танец. Каждая поза в таком танце несет смысловую нагрузку. При помощи жестов, мимики, поз танцор рассказывает целую историю.

Традиционный репертуар состоит из танца-приветствия Мангалачарана, затем исполняют технические композиции – Стхаи, Батту, потом экспрессивные, выразительные Паллави, сочетающие технику и эмоциональность, потом смысловые танцы – Аштапади из Гита Говинды, или танцы на стихи орисских поэтов, и в конце исполняется Мокша, очень интенсивный технический танец, олицетворяющий освобождение танцовщицы от уз материального мира.

Внутри стиля одисси существует несколько школ, несколько направлений. Современный (возрожденный) одисси очень молод: его восстановление началось в 40-е годы ХХ века.

За возрождение одисси мы благодарны трем великим гуру, которые с середины 50-х до середины 70-х ХХ века систематизировали элементы стиля и обогатили его репертуар. Это Гуру Панкаджа Чаран Дас, который происходил из семьи махари и развивал традицию храмового танца; Гуру Келучаран Мохапатра, в прошлом готипуа, непревзойденный создатель, который буквально оживлял храмовые танцующие скульптуры; и Гуру Деба Прасад Дас, рано ушедший из жизни, но создавший совершенно особую школу одисси, бережно хранимую его учениками.

Впервые одисси был исполнен вне штата Орисса юной Приямбадой Моханти в 1954 г. в Дели на Первом межуниверситетском фестивале молодежи. Танец сразу привлек внимание критиков, возвестивших об открытии новой классической танцевальной формы. Авторитетный критик - искусствовед газеты «Statesman» Чарльз Фабри убедил известную танцовщицу Индрани Рехман начать изучать одисси, а последняя открыла одисси всему миру. В то время как эксперты оценивали статус танца, его соответствие канонам «Натья-Шастры», одисси приобретал все новых и новых поклонников, покоряя своей скульптурностью и лиризмом. Современный одисси был создан благодаря соединению канонических описаний (шастр) и устной живой традиции. Сегодня одисси приобретает все большую популярность, как в Индии, так и в других странах. В настоящее время есть несколько ведущих школ этого стиля.

Мекка для всех танцоров одисси - конечно же, столица штата Орисса, город Бхубанешвар. Здесь расположены все основные танцевальные институты одисси. Главный из них – государственное заведение «Odissi Research Center» – Центр по изучению одисси, совсем недавно ставший «имени Келучарана Мохапатры». Он ведет важную работу по кодификации стиля (как самого танца, так и музыки), систематизирует уже имеющиеся направления и веяния, и в то же время разрабатывает новые движения. В институте имеется большая видео- и аудиотека, в нем преподают лучшие ученики известных гуру.

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты