Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид, знали это. Однажды они пришли к Мастеру
Читать дальше...

Путь Йоги

В сознании широких масс слово «йога» вызывает всевозможные образы. У некоторых оно ассоциируется с отшельниками в темно-оранжевых одеяниях с измазанным пеплом телом, скитающимися от деревни к деревне с миской для подаяний в руке, или сидящими, скрестив ноги, на вершине горы или на берегу священной реки.

На карикатурах йога изображают на утыканной гвоздями доске, выполняющим трюк с веревкой или ходящим по воде. На других — он предстает своеобразным факиром, пьющим кислоту или глотающим осколки стекла. Так что в сознании людей о йоге бытует весьма смутное представление. Давайте же посмотрим, что на самом деле представляет собой йога.

Слово «йога» имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», обозначающее «сливаться», «соединяться», или «объединяться». Йога — это союз души с вечной истиной, состояние чистого блаженства, возникающего из победы над двойственностью. Постижение дисциплины йоги обостряет проницательность и ведет к пониманию истинной природы души, которую невозможно полностью постичь одними чувствами или умом. Изучение йоги позволяет достичь чистого состояния разума и осуществить Внутреннюю сущность.

Йога освобождает от горя и болезней, вызванных возмущением сознания. Она дает ясность, спокойствие и внутреннюю целостность перед лицом различных житейских неурядиц. Это искусство самопознания и постижения вечной истины. Йога — это изучение функционирования тела, психики и ума в ходе обретения свободы. Это самостоятельно приобретенные знания, а не плод изучения книг, состязаний с логикой или теоретических выкладок. Йога — это философия, образ жизни, в котором встречаются искусство и наука.

Йога учит исполнять свой долг без мысли о награде, будучи вовлеченным в суматоху жизни, оставаться, тем не менее, отрешенным, действовать правильно и освобождаться от противоречий этой жизни.

Является ли йога искусством?
Жизнь — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, она — искусство. Йога возвышает мысли и позволяет встречать трудные жизненные ситуации с радостью, не теряя самообладания; она учит стремиться к достижению цели в жизни; развивает дружелюбие, сосредоточенность, благочестие, удовлетворенность, радость; и отвергает несущественное; развивает хорошие привычки и учит вести праведную жизнь. Йога — дисциплинированное действие, направленное на достижение и обретение окончательного освобождения.

Является ли йога наукой?
Наука йоги заключается в приобретении знаний путем наблюдения и экспериментирования. Это наука, исследующая тело и психику, она побеждает нестабильность духа путем контроля над телом. Практикой йоги приобретается здоровье и сила тела и духа. Только когда между телом и духом устанавливается равновесие, открывается возможность для самоосуществления. Наука йоги обучает достигать этой гармонии умело и систематически.

Является ли йога философией?
Человеком правят эмоции. Разум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, поражения и успеха. Садхака не подвержен влиянию этого дуализма, он учит становиться безразличным к противоречивым чувствам. Йога — это философия, предоставляющая все необходимое для обретения душевного равновесия и встречи с превратностями жизни, а также с ее радостями без потери самообладания. Это философия, уводящая от материального мира к духовному в поисках истины — для исследования природы сущего.

Определение Патанджали
Великий мудрец Патанджали определил йогу так: «Йога есть удержание материи мысли от обличения ее в форму», что означает умение управлять возмущениями разума, интеллекта и эго. Точно также как Луна не отражается ясно в мутных водах реки, так и Душа не отражается надлежащим образом в возмущенном сознании. Только ясное сознание отражает Душу. Для самореализации необходимо избавиться от неправильной деятельности сознания, что позволяет обрести беспристрастность.

Что такое читта?
Для обозначения сознания термин «читта» используется в области йоги во всеобъемлющем смысле. Таким образом, читта состоит из разума, интеллекта и эго. Разум — это мост, соединяющий физическое и духовное бытие. Когда он направлен к физическому, то теряется в погоне за удовольствиями. Когда он направлен к духовному, то достигает своей конечной цели. Это вечное перетягивание каната, и разум перетягивается то в ту, то в другую сторону, в зависимости от того, какие гуны, или качества, им овладевают: саттва, раджас или тамас.

Саттвическое состояние просвещает разум, придавая ему спокойствие, хладнокровие и безмятежность.
Раджасическое состояние делает человека активным, энергичным, возбужденным и волевым. Чрезмерно проявляются такие качества как честолюбие, упорство, смелость и гордость.
Тамасическое состояние погружает в оцепенение, инертность и невежество.

Пятигранный разум
Читта, или вещество ментального сознания, состоит из трех основных качеств: саттва, раджас и тамас, как объяснялось выше. В зависимости от преобладающего качества образуются ментальные состояния или виды деятельности сознания. Возможны следующие пять видов:
Прамана — это познание, достигаемое с помощью пяти органов чувств и ума; оно базируется на пратьяк-ша, или прямом наблюдении за объектом, анумана, или умозаключении, и агама, или информации из священных книг.
Випарьяя — это заблуждение или ложное знание, например, когда в темноте принимаешь веревку за змею.
Викальпа — это игра воображения или иллюзорное представление, внушенное словесными формулировками, не имеющими реальной основы; например, когда бесплодная женщина воображает, что носит ребенка.
Нидра — это сон.
Самрити — это память.

Эти пять внутренних состояний (вритты) сознания заставляют нас интересоваться лишь материальными благами и приковывают к материальному миру; другими словами, преобладают качества раджас и тамас. Когда преобладает саттва, разум обращается внутрь, открывая просторы доброте и чистоте. Йога учит сдерживать эти пять вритт и вести духовную жизнь.

Контроль над колебаниями сознания. Патанджали указывает на два средства контроля деятельности сознания: «Он [достигается] благодаря практике и бесстрастию». Йога-Сутра Патанджали, I, 12.
Это изучение или практика(абхьяса) и отсутствие земных желаний (вайрагья).

Изучение или практика.
Поэт Вьяса сказал: «Знание не могут обрести те, кто предается удовольствиям, и в удовольствиях отказано тем, кто учится». Ничего не добиться без энергичной практики. Без упражнений нельзя достичь чистоты тела и духа, нельзя управлять колебаниями разума. Нельзя получить плоды материального мира без длительных усилий; и эти длительные усилия должны быть умножены в тысячу раз, чтобы достичь самопознания. Эта энергичная практика состоит из четырех аспектов: морального, физического, умственного и духовного.

Патанджали говорил: «Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного Времени без перерыва и с [должным] вниманием». Йога-Сутра Патанджали, I, 14.

Отсутствие земных желаний, отрешенность. «Ни ношением ритуальных одежд, ни разговорами о высоких материях, но лишь практикой успешно постигается истина. Это несомненно». Хатха-Йога-Прадипика, I, 66

Ключ к успеху — усилия. Вайрагьи, или состояния отсутствия земных желаний, можно достичь путем управления чувствами, путем исполнения своего долга без мысли о вознаграждении, с добрыми и чистыми помыслами. Постоянные упражнения и отсутствие земных устремлений взаимозависимы и подобны крыльям орла. Но успешный полет возможен лишь при координации движений обоих крыльев.

Аштанга-йога — восемь ветвей йоги
Надлежащее функционирование тела в немалой степени зависит от конечностей. Отсутствие или болезнь одной из них сказывается на здоровье всего тела. Этот же принцип применим к йоге и ее ветвям. Любое нарушение равновесия в изучении и овладении любой из восьми ступеней йоги не приведет к самоосуществлению.

Все восемь компонентов являются взаимопроникающими и взаимозависимыми. Они могут казаться различными, но все ведут к одной цели. Как лучи солнца преломляются, образуя спектр, так и йога была разделена на восемь переплетающихся составляющих.

Обычные люди, не склонные к духовному аспекту, могут обратиться к йоге ради ее физических достоинств. Здоровье тела и духа важно для всех, хотят ли они преуспеть в своих земных делах, или в самоосуществлении. Йога дает одинаковое удовлетворение и верующему, и атеисту, и агностику. Правда, практикуя йогу, немало атеистов и агностиков стали верующими, и это одна из прелестей йоги, что она распахивает двери перед всеми.

Даже саньясины, отвергнувшие мир, могут извлечь пользу из практики йоги, так как здоровье и душевное равновесие, которые она дает, необходимы всем. Всем тем, кто стремится, к физическому здоровью, ментальному умиротворению или концентрации духа, йога дарит все, что им надо, и удовлетворяет их всех.

Шаданга-йога — шестисторонняя йога

В «Йога-Сутре Патанджали» йога описана как восьмикомпонентная. Однако в некоторых из «Йога-Упанишад» она рассматривается как шестикомпрнентная.

В «Амританадрпанишаде» встречается следующая строфа: «Дисциплина чувств, медитация, регуляция дыхания, концентрация, логика и самореализация — это шесть ветвей йоги». Йога-Упатшады.

В «Упанишаде-йогачудамани» шесть компонентов йоги перечисляются так: «Асаны, регуляция дыхания, дисциплина органов чувств, концентрация, медитация, самореализация — вот шесть вспомогательных средств йоги (йо-ганг)» Йога-Упанишады.

Однако в этих текстах также указывается, что непременными условиями достижения самадхи являются яма и нияма (самоконтроль и соблюдение религиозных предписаний), а также асаны, такие как падмакам и свастикам. Поэтому, несмотря на то, что в них говорится о Шаданга-йога, или йоге шести ветвей, два дополнительных этапа или ветви считаются ее частью, и разница между аштанга и Шаданга-йога, таким образом, невелика.

Согласно Патанджали, для самоосуществления душа, разум, интеллект и органы чувств должны действовать согласованно. Искатель должен использовать три вида вспомогательных средств осуществления: ба-хиранга-садхана (внешние средства), антаранга-садха-на (внутренние средства осуществления) и антарат-ма-садхана (духовные средства).

Давайте рассмотрим этот тройственный поиск:
1. Бахиранга-садхана — поиск внешней чистоты
Тело — храм души. Точно так же, как чистый храм рождает чистые мысли, чистое тело приводит к чистому сознанию, и таким образом становится подходящим пристанищем для Я.

Бог дал нам тело как капитал, чтобы использовать его для самоосуществления. Как расчетливый делец использует свой капитал для получения прибылей, так и тело необходимо усердно тренировать с помощью яма, нияма, асана и пранаяма. В нем необходимо поддерживать совершенное здоровье и стабильность. Первый шаг к самоосуществлению — держать тело чистым и свободным от болезни. Это и есть бахиранга-садхана, стремление к внешней чистоте.

2. Антаранга-садхана — поиск внутренней чистоты.
После достижения чистоты тела следующий шаг — это достичь чистоты мыслей. Чтобы сделать это, необходимо понять, как функционирует разум. Для познания внешнего мира разум использует пять органов восприятия — нос, язык, глаза, уши и кожу. Разум порождает желания, и чувства подчиняются разуму в их удовлетворении; таким образом, разум скован удовлетворением желаний. В управлении мыслями и чувствами большую помощь может оказать процесс очищения. У разума шесть заклятых врагов: вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордыня и зависть.

Для победы над этими врагами, встающими на пути самоосуществления, очень важны пранаяма(регулирование дыхания) и пратьяхара (дисциплина чувств).

В «Хатха-Йога-Прадипика» важность дыхания подчеркивается следующим образом: «Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания; уравновешенное дыхание ведет к уравновешенному разуму. Они неразлучны. Следовательно, развивайте ровное и спокойное дыхание: так обретается контроль над разумом, и жизнь йога продлевается». Хатха-Йога-Прадипика, II, 2.

И далее говорится Повелителем чувств есть разум, повелителем разума есть дыхание; хозяином дыхания есть нервная система; спокойствие нервов и концентрация зависят исключительно от равномерного, ровного и ритмичного звука вдоха и выдоха» Хатха-Йога-Прадипика, IV, 29.

Поэтому внутренняя чистота достигается управлением чувствами и разумом, результатом чего является умение владеть собой. После этого умения можно переходить к следующему шагу.

3. Антаратма-садхана — поиск души
На этом этапе разум достигает равновесия и концентрации, и направляется к Душе. Здесь получают развитие последние три шага Аштанга-йоги: дхарана (концентрация), дхьяна (созерцание) и самадхи (самореализация).

Ищущий живет в Духе, он активен, но лишен эго и низменного Я. И действительно, в это время отсутствует осознание собственного существования, ибо найден выход за пределы чувственных наслаждений и знания. Обретено вечное блаженство.

В «Катха-Упанишаде» соответственно говорится: «В колеснице, именуемой телом, душа — пассажир; разум — возница; интеллект — вожжи. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Следовательно, колесница (тело) должна быть здоровой; только тогда возница (интеллект), используя поводья (разум), может укротить лошадей (чувства)». Катха-Упанинишада, III, 3, 4, 9.

Могут ли женщины заниматься йогой?
Бог создал мужчину и женщину как равных партнеров, чтобы они вместе делили блага и тяготы жизни, ее радости и печали. Если сравнить жизнь с колесницей, тогда мужчина и женщина — это ее два колеса. Материальное и духовное бремя жизни равным образом ложатся на плечи и мужчин, и женщин. И те, и другие желают хорошего здоровья, душевного покоя и уравновешенности в жизни.

Йога полезна и для мужчин, и для женщин. Женщины нуждаются в йоге даже больше, чем мужчины, так как Природа возлагает на них больше ответственности, чем на мужчин.

Искусство йоги столь же древнее, как и «Веды». Когда мы читаем о тогдашней жизни, возникает впечатление, что женщины превосходили мужчин во многих областях. Именно богиня Парвати первой приобрела знание йоги, упросив бога Шиву научить ее.

Майтрейя, жена великого йога и философа Яджна-валкьи, обрела освобождение занятиями йогой. Этому искусству ее обучил муж, учение которого содержится в его книге «Йогаяджнавалкья».

 

© 2017 Липецкий ВЕДА клуб. Все права защищены. Карта сайта | Сменить оформление сайта | Контакты